Что я делаю для обеспечения финансовой составляющей старости, я писала в первой части, о душе – разговор в следующей.

Ну, а чтобы встретить старость не хрипяще-сопящей немощной старой развалиной, я каждый день выполняю свой утренний ритуал.

Я не пишу обширных программ по уходу за собой, и даже «100 минут в день для красоты и здоровья» (название очень толковой книжки Софьи Вендровской) для меня слишком много.

Просто я каждый день делаю одно дыхательное упражнение, кручу обруч, протираю лицо льдом, делаю «Приветствие Солнцу» и натираюсь массажером. Плюс еще что-нибудь для души: чай, маска для лица, душистая ванна, кофе с лимоном или просто прогулка с прочувствованным удовольствием.

Что-то маленькое, но для себя. И каждый день.

Я не хочу в «шлемах и латах биться в кровь о железную старость». Мне её не победить. Но я прочитала в книге В. Франкла об узниках концлагеря – о тех, что первыми попадали в печь и умирали. Это были те, которые переставали следить за собой физически. Переставали мыться, рылись в мусорных баках. И в конце концов умирали – если не в печи, то просто так.

И пусть я не узнаю себя в зеркале, пусть мне уже не 20 и даже не 30, я не Анджелина Джоли и не Моника Беллуччи, и у меня куча материальных и психологических проблем. Все равно я каждый день умываюсь льдом и приветствую солнце. И даже в день конца света (пишут, что он случится в 2012 году по календарю майя) я сделаю это.

Правда, если честно, делая это с 14 лет, видоизменяя, сокращая и модернизируя, на прошлой неделе в связи с подступившим осенним депрессняком я забила на всё, и на оздоровительные ритуалы в том числе. Но с новолунием собираюсь его возродить, снова в видоизмененном варианте. А именно – вместо «Приветствие солнцу» выполнять «Око возрождения». Каждый день.

Что я ещё делаю для бодрой старости?

Гуляю каждый день. Казалось бы, невелика заслуга, а попробуй погуляй в -45 по Цельсию, если не надо специально идти на работу;
Каждый год прохожу какой-нибудь тренинг, сходный по эффекту с ободряющей русской баней;
Не курю, не вступаю в беспорядочные связи, пью по праздникам и мало;
Каждую неделю хожу в церковь или дома перед иконами молюсь за здоровье: свое и близких;
Каждый год отдыхаю там, где первозданная природа и легко дышится;
Делаю то, что считаю должным, а результат отдаю Богу.

В остальном я так же нервничаю, дергаюсь, ем, как все (то есть что попало), не провожу никаких ежегодный дорогостоящих обследований, не увлекаюсь вегетарианством, сыроедением, натуропатией, не пью витаминов для всего и от всего.

Здесь надо сделать большой офф, чтобы изложить ещё один – мой самый главный – принцип здоровой старости.

В 19 лет я вдруг сильно озаботилась сохранением своей молодости и красоты (самое время). В то время я была моделью в одном из первых появившихся в городе агентств, в которых за обучение еще не сдирали деньги, учили симпатичных девчонок бесплатно, а за иногда появлявшуюся работу платили пусть небольшие, но деньги.

И я начала читать кучу литературы, которая тогда (начало 90-х) просто хлынула на прилавки: про сыроедение, голодание, обливание, водолечение и т.п. И с молодым творческим энтузиазмом, вместо микроскопических экспериментов на кошках (повезло хвостатым), начала всё проверять на себе.

Первым было вегетарианство. Вегетарианкой (из мясного я ела только рыбу) я была два года. За эти два года я поправилась на 10 кг, у меня почернели зубы (потом очень долго боролась с этим налетом), из «жаркой» (мне было жарко даже в наши сибирские морозы при минимальном количестве одежды) девчонки превратилась в вечно мерзлявое существо с холодными липкими ладонями (и увы, с тех пор являюсь таковым до настоящего времени).

Плюнув на вегетарианство, перешла на модную тогда систему Порфирия Иванова: начала голодать раз в неделю, обливаться в любую погоду, стоя босыми ногами на земле. И приобрела …хронические сопли, которые разом прошли после прекращения следования системе.

Затем я увлеклась новомодным шейпингом. Который, надо сказать, в отличие от предыдущего средства, дал некий благотворный результат – фигура начала хорошо лепиться. Но пищевые ограничения дали побочный эффект. После нескольких дней следования шейпинг-диете я накидывалась на еду, как голодающее Поволжье и обжиралась до рвоты.

После того как я бросила всю эту оздоровительную катавасию, волшебным образом мое здоровье, пищеварение и внешний вид пришли в довольно сносную форму, в которой пока и держатся.

После пережитого опыта я, честно говоря, с большим скепсисом читаю весьма уважаемую мною Светлану Ермакову, дай ей Бог здоровья, но мне такой образ жизни кажется какими-то крысиными бегами: здоровье ради здоровья. И вообще: здоровье, здоровье и только здоровье. Поддерживаем здоровье и пишем об этом книги, чтобы от продажи книг получать деньги и покупать фрукты, чтобы поддерживать здоровье.

Да и многие пропагандисты здоровья, судя по книгам, живут в основном ради пропаганды здоровья. Поскольку я не смогу это сделать основным источником смысла жизни и дохода, мне нужно работать на любимой (но очень психологически тяжелой) работе, заботиться о семье и вообще просто жить в нашем суровом климате, я выбрала для себя просто регулярное соблюдение нехитрых правил.

И посылаю лесом периодически появляющихся в моей жизни пропагандистов золотого уса, уринотерапии (одним из которых является моя бывшая свекровь, дом которой по запаху напоминает общественный туалет, но особого результата я не наблюдаю – обычная пожилая женщина с типовым набором болячек), баночек, скляночек и таблеточек с эффектом омоложения до 18-летнего возраста, распространители которых почему-то выглядят вдвое старше своего возраста.

В общем, основная вещь, которую я делаю для своего здоровья, – это не превращаю его в идею фикс. Просто живу, дышу и люблю.

Комментарии запрещены.